четверг, 16 ноября 2017 г.

Территория правовой безграмотности: Кодекс этики библиотекаря


Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе управления. Чтобы более четко определить значение термина "кодекс этики", необходимо сначала пояснить значение слов "кодекс" и "этика". "Кодекс" можно трактовать по-разному: "законы, правила, предписания, постановления, стандарты, акты". В сочетании со словом "этика" значение данного термина сужается до одного определения - "стандарт, или норма". Другими словами, кодексы этики - это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Из этого исходит важный принцип: корпоративную культуру нельзя сформировать с нуля, ее можно только зафиксировать, т.е. официально оформить, а также, в случае ее кардинального расхождения с миссией и задачами компании, откорректировать, реформировать, направить. Для решения этих задач и создается Кодекс корпоративной этики. Как только кодекс этики становится описанием требуемого поведения, невыполнение которого наказывается по закону, он тут же становится кодексом поведения.
Вот такая история приключилась и в Национальной библиотеке Чувашской Республики. Ну, на самом деле, Российская библиотечная ассоциация (РБА) создала и приняла Кодекс этики российского библиотекаря еще в мае 2011 года и в нашей библиотеке не торопились присоединиться к нему, предпочитая иметь его где-то там, далеко и при этом не иметь к нему никакого отношения. Но тут случилась неприятная ситуация с написанием мною письма в адрес Главы Чувашской Республики и, в рамках поиска повода для моего увольнения, вспомнили про этот самый Кодекс - ибо, других вариантов для увольнения придумать было просто невозможно.
Расскажу-ка я вам эту историю, чтобы и вы имели о ней свое представление.
Решило наше начальство в феврале 2017 г. - всем сестрам по серьгам - и сделало финт ушами: отобрали у всех работников по 600-700 рублей из зарплаты и объяснили это снижением эффективности нашего труда. При том, что планы выполнялись, нареканий не было. А, вот на тебе - деньги отобрали! Пришлось мне вспомнить про "майские указы" Президента России и найти так называемую "дорожную карту" Минкультуры Чувашии и НБ ЧР. А там - на тебе - каждый год только увеличение зарплаты, отрицание сокращения персонала и даже доведение средней зарплаты до средней зарплаты по региону с по Изменениям к "дорожной карте" . Вот, так и состоялось то письмо Главе Республики, в котором я обосновала свое недоумение снижением заплаты и невыполнением "майских указов". Через 2 месяца "боев" за собственную зарплату "дорожная карта" стала выглядеть так:
                                                                     2016 г        2017г                2018г
Более того, опираясь на настоящий, самый первый документ (Приказ от 26.03.2013 № 11), в котором в п.2 "Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития библиотечного дела, являются: 
1) создание механизма стимулирования работников библиотеки, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных услуг;
4) оптимизация структуры библиотеки, исключение дублирующих структур, слияние секторов, отделов; 
5) оптимизация численности персонала библиотеки путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников"
Так как, судя по снижению заработной платы, у руководства НБ ЧР не было видения механизмов исполнения собственного Приказа, я, исходя из разработанного ими же Приказа, предложила варианты оптимизации (не сокращения!!!!) структуры и численности персонала: 

  • например, до сих пор не могу понять - почему в Отделе маркетинга работает 5 человек, из них есть два зав.сектором и у которых в подчинении нет никого. Сам себе руководитель и исполнитель:) А почему нет? Ведь отвечают-то они за эффективность, понятие которой руководство НБЧР не понимает, судя по всему. Ибо, как можно приравнять качество к эффективности???? За свои слова отвечаю - ведь, согласно Показателям качества (эффективности) от 25.01.2017 г. http://www.nbchr.ru/PDF/kach_rab_2016.pdf они даже не отвечают за выполнение платных услуг!!!! 
  • И почему называется отделом Отдел литературы на языках народов мира, если в подчинении руководителя отдела находится 1 человек (недавно добавился еще 1 работник). 
  • А за что платят зарплату (полную ставку) инженеру по технике безопасности, если за все эти годы я видела его пару раз. 
  • То же можно сказать и про гл.инженера, которого я вижу не чаще 2 раз в неделю минут по 5. Кстати, они работают на полную ставку и на Чувашском телевидении. Правильно ли я понимаю, что эти работящие мужики работают 16 часов в день?????? Ох, пора сделать проверку Трудовой инспекции и посмотреть  как оформляется все это на обоих работах в графиках.....Я так понимаю - если эти так называемые работники на работе не появляются -значит, они библиотеке не нужны. Ибо, мой приход-уход отслеживается поминутно, как и график работы каждого библиотекаря. Или, закон для всех разный???? 
  • А еще у нас на полную ставку работает работник Минкультуры Чувашии. У нас, что - некому выполнять эти обязанности? Вот она где экономия-то!!!
Но, когда я об этом написала - это вызвало бурю!
Я была в отпуске и наслаждалась видами Израиля. А в этом время в библиотеке происходили чудеса! Получив мое обращение, руководители республики, как обычно, передали его тем, на кого и писали жалобу:) 
 И вот теперь, уже немного зная ситуацию в нашей библиотеке, прочувствуйте весь поток негодования руководства! 
 Как вы думаете - что они сделали? Они собрали собрание коллектива, прочитали выдержки из моего обращения, касающиеся исключительно вопросов оптимизации и даже не упомянув мое стремление повысить всем зарплату. Напоминаю - это не я придумала - просто я процитировала их же приказ:)           Насколько я слышала - обсуждение было бурное, выступающие признавая трудность увольнения меня, пытались призвать к бойкоту. Я хочу подчеркнуть, что все это делалось в мое отсутствие, за моей спиной. 
 Более того, за несколько дней до этого, 13 марта 2017г. руководители приняли Кодекс профессиональной этики библиотекаря и этот самый кодекс требует прямо-таки отдельного обсуждения:) Не пожалеете, если послушаете. 
Похоже на манию величия - иначе как можно назвать то, что руководитель в вышеупомянутом Кодексе выступает как "царь, Бог и воинский начальник". А именно, как законодательная, судебная и исполнительная власть в одном лице!!!!!! Не бывает? Так, почитайте про "меры наказания вплоть до увольнения работника в соответствии с Трудовым Кодексом РФ". И еще прикрылись Трудовым Кодексом! И пытались уже на собрании трудового коллектива провести эту идею в массы.
    Однако, у Прокуратуры ЧР оказалось другое мнение о мании величия, где в ответе на мое обращение было сказано, что "статья 81 ТК РФ не содержит основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае нарушения Кодекса этики предприятия". Было вынесено представление о привлечении к ответственности за такие формулировки и предложено привести Кодекс в соответствие ТК РФ.
  Вот, была я уверена, что после такого внушения со стороны Прокуратуры Чувашии ситуация исправится. Мне даже в голову не приходило, что это не так - ну, кого же еще слушать, если не Прокуратуру республиканского уровня?
Я даже увидела, что на странице веб-сайта, где выставлены все документы НБ ЧР, поменялась вывеска и по ссылке можно перейти на Кодекс этики российского библиотекаря. 
Сегодня, готовясь к написанию этого поста, я пожалела, что прежде я не скачала прежний вариант Кодекса. Каково же было мое изумление, когда набрав в поисковой строке "Кодекс профессиональной этики библиотекаря Чебоксары", я не только нашла, но и смогла скачать прежний вариант Кодекса.
Правильно ли я понимаю,что руководители НБ ЧР все оставили в прежнем виде и на решение Прокуратуры республики им просто было наплевать???? И будут они продолжать пугать библиотекарей своими страшилками, пользуясь тем, что сами используют по полной ту территорию правовой безграмотности, которую создали и поддерживают постоянно и безнаказанно. 
И некому их проконтролировать и заставить уважать закон нашей страны.




Комментариев нет:

Отправить комментарий